В случае умаления репутации юридического лица вы вправе требовать возмещения причиненного ей вреда (п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017), Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 508-О). Он может выражаться, к примеру, в том, что вы утратили конкурентоспособность или положительное мнение о качестве ваших услуг в глазах общественности. Чтобы добиться компенсации, нужна целая совокупность условий (п. 21 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017)):
есть общие условия для ответственности: противоправное деяние ответчика-нарушителя — диффамация, неблагоприятные последствия для вас и причинно-следственная связь между ними. Вину нарушителя доказывать не надо, она презюмируется;
к моменту диффамации у вас уже сформировалась деловая репутация в определенной сфере деловых отношений. Подтвердить это могут письма клиентов, дипломы выставок и т.п.;
из-за диффамации ваша репутация ухудшилась, доверие к вам утрачено или наступили иные негативные для репутации последствия. Подтвердить это может, к примеру, письмо возможного клиента об отказе сотрудничать с вами именно из-за порочащих сведений, резкое и не связанное с другими причинами падение стоимости ваших акций и т.п.
Сумму репутационного вреда вы можете определить по своему усмотрению, каких-либо обязательных требований к ее расчету нет. Оцените все негативные последствия диффамации. Можете привлечь профессиональных оценщиков. Однако обратите внимание, что закон не обязывает суд руководствоваться предоставленной вами оценкой.
Потребовать извинения у нарушителя можно, но получить их удастся, лишь если он сам пойдет вам навстречу. Закон права на подобное требование не дает, поэтому суд в нем откажет. Однако суд не будет возражать, если вы договоритесь включить обязанность ответчика принести извинения в мировое соглашение (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3).
Предъявлять требования можно к автору порочащих сведений и любому лицу, которое их распространило (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3).
Если сведения от имени организации распространил ее работник (например, в письме), который был уполномочен на это в рамках профессиональной деятельности, ответчиком будет сама организация-работодатель. В случае судебного спора вы сможете привлечь самого этого работника как третье лицо (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3).
Учтите, что для СМИ действуют специальные правила относительно того, куда обратиться за защитой.
Если распространителя установить не получается, вы можете сразу обратиться в суд с особым заявлением — признать распространенные сведения не соответствующими действительности (п. 8 ст. 152 ГК РФ). Если такие сведения распространили в Интернете, вы сможете потребовать от владельца сайта удалить их оттуда (п. 16 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).
Как зафиксировать распространение сведений
Способ фиксации зависит от вида СМИ, в котором распространены сведения:
1)если СМИ печатное, полагаем, что достаточно сохранить нужный экземпляр;
2)радио- или телепередачу запишите на диск или флеш-накопитель. Также вы сможете затребовать через суд запись передачи из архива редакции СМИ. Однако, если она не сохранилась, подойдут и другие доказательства: справки компаний, которые мониторят СМИ, сообщения телерадиовещательной компании и даже показания свидетелей о факте выхода передачи и ее содержании (п. 3 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016);
3)содержание интернет-страницы удостоверьте у нотариуса в соответствии со ст. 102 Основ законодательства РФ о нотариате (п. 3 Обзора по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016).