Прокуратурой города восстановлены права жителя города Долгопрудного на получение удостоверения многодетной семьи

  1. Главная
  2. Новости прокуратуры
  3. Прокуратурой города восстановлены права жителя города Долгопрудного на получение удостоверения многодетной семьи

Прокуратурой города Долгопрудного проведена проверка по обращению многодетного жителя города Долгопрудного о несогласии с отказом Долгопрудненского управления социальной защиты населения (далее – Долгопрудненское УСЗН) в выдаче удостоверения многодетной семьи.

Установлено, что житель Долгопрудного является отцом троих несовершеннолетних детей 2015, 2018 и 2020 года рождения, рожденных в зарегистрированном браке.

Житель города обратился в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

По результатам рассмотрения заявления Долгопрудненским УСЗН жителю города отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области у заявителя и членов его семьи, с соответствующей отметкой в паспорте.

В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, в том числе многодетных семей, регулируются Законом Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» (далее — Закон МО № 1/2006-ОЗ). Согласно положениям ст. 1 Закона МО № 1/2006-ОЗ его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, за исключением части 3 статьи 16, части 2 статьи 19; иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. В соответствии со статьей 2 Закона МО № 1/2006-ОЗ для целей настоящего Закона под мерами социальной поддержки семьи и детей подразумеваются меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей. Этой же статьей определены категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке: лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет. Законом МО № 1/2006-ОЗ установлены виды мер социальной поддержки семьи и детей: социальные пособия, компенсации, другие меры социальной поддержки (главы 2-5 Закона). Частью 4 статьи 21 Закона МО № 1/2006-ОЗ установлено, что меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца). Закон Российской Федерации от 25.06.1993 № 5442-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон РФ № 5442-1) конкретизирует содержание понятия «место жительства», устанавливая, что это: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В Законе № 5442-1 содержится положение о необходимости регистрации по месту жительства и по месту пребывания. Регистрационный учет — согласно статьи 3 данного Закона — вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, однако при этом статья устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда, выраженной в постановлениях: от 24.11.1995 № 14-П, от 04.04.1996 № 9-П, от 02.02.1998 № 4-П; в определениях: от 13.07.2000 № 185-О, от 05.10.2000 № 199-О, от 06.10.2008 № 619-О-П, от 13.10.2009 № 1309-О-О, регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами. Как усматривается из текста Порядка положение пункта 3 не требует предоставления документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства. В соответствии с этим положением требуется предоставление документа, подтверждающего место жительства многодетной семьи, с которым законодательство связывает возникновение и осуществление прав многодетной семьи на получение социальной поддержки за счет средств бюджета Московской области.

Вышеизложенное подтверждено судебной практикой, а также конкретизировано в Решении Московского областного суда от 28.09.2016 по делу № 3а-620/16 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим постановления Правительства Московской области от 11 марта 2016 года № 178/7 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи».

Решением Долгопрудненского городского суда 14.07.2021 удовлетворены исковые требования прокурора города в интересах жителя города к Долгопрудненскому УСЗН, Министерству социального развития Московской области об обязании выдать удостоверение многодетной семьи, решение суда апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда 14.07.2021 в указанной части оставлено без изменения.

Долгопрудненское УСЗН 14.10.2021 выдало жителю города удостоверение многодетной семьи на основании решения Долгопрудненскогоо городского суда по исковому заявлению прокурора города в интересах жителя города.

Читайте также

Меню