Ситуации возможного конфликта интересов на государственной гражданской или муниципальной службе часто связанны с подчиненностью или подконтрольностью лиц, находящихся в отношениях родства или свойства.
При урегулировании конфликта интересов и соблюдении требований к служебному поведению служащих, вызывает затруднение толкование понятий «непосредственная подчиненность» или «подконтрольность», так как законодательством данные понятия не определены.
Суды разных инстанций термин «непосредственная подчиненность» толкуется как подчинение одного служащего другому в соответствии с должностным регламентом (инструкцией), положением о структурном подразделении органа, а «подконтрольность» — как право одного служащего на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого служащего, который ему непосредственно подчинен (Апелляционное определение Костромского областного суда от 11.09.2013 по делу № 33-1467, Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 26.09.2003 по делу № 2-2393/2013, Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 22.12.2014 по делу № 33-12090, решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 09.01.2016 по делу № 2-635).
Таким образом, непосредственное подчинение и подконтрольность одного государственного гражданского или муниципального служащего другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль.
При этом прямая, но не непосредственная подчиненность, не является нарушением и основанием для прекращения служебных отношений. Это ситуации, когда один служащий подчиняется другому не непосредственно, а через другое должностное лицо. Этот вывод отражен Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в обзоре практики по рассмотрению в 2012 – 2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденном 30.07.2014. Эта же позиция отражена во многих судебных решениях (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.05.2021 по делу № 8Г-3085/2021; определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2020 по делу № 8Г-2690/2019 или 88-1490/2020).
В указанной ситуации, служащий также обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».