Активная позиция московского школьника Дениса Матвеева в вопросах сохранения водных объектов стала поводом для приглашения на персональную экскурсию в гидрохимическую лабораторию. В профессиональный праздник работников природоохранной сферы – День Эколога, победитель номинации Росводресурсов в Водном конкурсе 2024 года познакомился со специалистами, которые следят за состоянием водных объектов в бассейне Оки и Верхней Волги.
«Водные ресурсы обеспечивают человека всем, что позволяет жить и развиваться. Россия, как известно, водой богата чрезвычайно. И правительство страны прилагает максимум усилий, чтобы эти богатства сохранить. Экология – в первой пятёрке национальных приоритетов. По решению Президента реализуется несколько федеральных проектов, которые посвящены воде. За последние годы нам удалось вернуть здоровое экологическое состояние более 417 км речных русел. Восстановлено без малого 20 тысяч га водохранилищ. Вода – это здоровье и комфорт наших граждан. Мероприятия проекта позволили улучшить условия жизни 16,8 миллионов россиян», – сказал руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов.
Бассейновая гидрохимическая лаборатория филиала «Мособлводхоз» Центррегионводхоза Росводресурсов обеспечивает мониторинг 13 водохранилищ на территории г. Москвы, Московской и Тверской областей. Гостю продемонстрировали весь алгоритм работы аналитической лаборатории: оформление задания на анализ с отбором проб на Клязьминском водохранилище, измерение температуры воды, растворенного в ней кислорода, pH и цветности, передачу результатов для оформления протокола. Школьнику также показали, как выращивают и содержат цериодафний – это рачки, которые помогают определять острую и хроническую токсичность растворов отдельных химических веществ, питьевых, грунтовых и поверхностных вод. Экскурсию провела заведующая лабораторией Наталья Батова.
«Процесс исследования водных объектов обычно закрыт от посторонних. На территории действуют строгие правила, сами сотрудники не знают, откуда именно им доставляют пробы для анализа. Возможность погрузиться в профессиональную среду, узнать особенности работы в лаборатории для нашего гостя может стать решающим фактором в выборе дальнейшего дела всей жизни. Надеемся, скоро увидеть Дениса в рядах экологов», – рассказала Наталья Батова.
Исследованием водных объектов ученик ГБОУ Школа №1530 «Школа Ломоносова» занимается под наставничеством педагога дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи «Преображенский» Ирины Грачёвой. Внимание Дениса сосредоточено на реке Яузе в г. Москве. Он отбирал пробы воды в разное время года, чтобы оценить, как меняется состояние поверхностных вод в зависимости от сезона. Так, наибольшая концентрация большинства загрязнителей наблюдалась летом и осенью, а содержание железа и плавающих примесей – зимой. Результаты исследований стали основой проекта, отправленного на Водный конкурс. Полученные данные, по мнению автора работы, позволят грамотно планировать водоохранные мероприятия по улучшению экологического состояния Яузы, что будет способствовать сохранению водной экосистемы реки как визитной карточки Москвы.
«Методы исследования качества поверхностных вод, с которыми меня познакомили в лаборатории, значительно отличаются от тех способов, которые использовал я. О некоторых процедурах читал только в книгах, а теперь увидел вживую. Планирую использовать полученную информацию в дальнейшем изучении реки Яузы. Проблема сохранения водных объектов еще долгое время будет оставаться актуальной, поэтому намерен в будущем выбрать профессию, связанную с водными ресурсами», – рассказал Денис Матвеев.
Росводресурсы на системной основе поддерживают проведение Водного конкурса, а также отмечают усилия молодежи в достижении национальных целей развития, в особенности – направления «экологическое благополучие». Российский открытый молодежный водный конкурс считается одной из ключевых площадок в России, где находят поддержку школьники и студенты, интересующиеся водной тематикой. За 22 года участниками мероприятия стали 39 500 человек. Авторы работ ориентируются на поиски новых решений актуальных экологических вызовов. Подавляющее большинство финалистов выбирают естественно-научные профили для дальнейшего обучения.