В ноябре 2021 года Главным управлением региональной безопасности Московской области осуществлялся мониторинг деятельности по профилактике коррупционных правонарушений в муниципальных организациях и учреждениях муниципальных образований Московской области в сфере использования бюджетных средств и муниципального имущества.
Как показали результаты анализа, контроль за целевым расходованием бюджетных средств в муниципальных организациях осуществляется контрольно-счетными органами муниципальных образований, а также профильными финансово-бюджетными подразделениями администраций городских округов.
В качестве положительной практики отмечены несколько городских округов Московской области.
В Лосино-Петровском городском округе в составе администрации образован сектор внутреннего муниципального контроля, полномочиями которого охвачены вопросы правомерности, целевого характера, эффективности и экономности использования средств местного бюджета и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности, проверки правильности ведения бюджетного учета, достоверности бухгалтерской отчетности в муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждениях городского округа, а также установление достаточности и актуальности нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устанавливающих требования к организации мероприятий по внутреннему финансовому контролю и аудиту.
В Талдомском городском округе Московской области организовано взаимодействие между контрольно-счетной палатой, территориальным отделом МВД России и городской прокуратурой, заключены двусторонние бессрочные соглашения, нацеленные на информационный обмен в этой сфере.
Налажено антикоррупционное просвещение работников подведомственных организаций администрацией городского округа Одинцово Московской области. В частности, в 2020 году в формате видео-конференцсвязи проведена встреча с
должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений в подведомственных организациях, по вопросам реализации постановления Правительства Московской области № 124/8, в которой приняли участие более 200 муниципальных учреждений.
Однако, при очевидных положительных результатах обозначенной работы, многие вопросы организации эффективной антикоррупционной деятельности в муниципальных организациях остаются не разрешенными, что в значительной мере и обусловило необходимость проведения настоящего мониторинга.
На серьезные недостатки в деятельности по профилактике коррупционных посягательств на бюджет и имущество муниципальных образований, в частности, указывают данные правоохранительных органов о многократных фактах хищения бюджетных средств путем фиктивного трудоустройства в муниципальных организациях.
Вынесен обвинительный приговор в отношении заведующей МБДОУ «Детский сад № 4 города Шатура», которая в 2017-2018 годах, похитила денежные средства, выделенные на оплату труда троих мнимых работников.
Мытищинским городским судом Московской области рассматривается уголовное дело в отношении бывших начальника отдела планово-информационной работы управления по работе с молодежью администрации городского округа Мытищи, директора и главного бухгалтера МАУ МЦ «Звездный», которые обвиняются хищении в 2017-2020 годах бюджетных средств под видом выплаты заработной платы восьми фактически не работающим в учреждении гражданам.
По аналогичным фактам уголовные дела возбуждались в городских округах Дзержинский, Жуковский, Истра.
Проверка правильности ведения и достоверности документации по начислению заработной платы в МБДОУ «Детский сад № 4 города Шатура», в котором выявлено фиктивное трудоустройство, осуществлялась работником другого муниципального учреждения – МКУ «Централизованная бухгалтерия городского округа Шатура», не наделенного соответствующими должностными обязанностями. Как следствие, контроль осуществлялся формально.
В МАУ МЦ «Звездный» городского округа Мытищи до момента выявления правоохранительными органами хищений, продолжавшихся более трех лет, в течение 10 лет учредителем не проводилось никаких контрольных проверок.
Преступные действия должностных лиц муниципальных организаций стали возможными ввиду отсутствия надлежащего контроля за ведением ими финансово-хозяйственных операций.
«Необходима постоянная и планомерная работа по формированию нетерпимости к коррупционному поведению в коллективах муниципальных организаций. Зачастую, рядовые работники не только осведомлены о коррупционной практике фиктивного трудоустройства, но в ряде случаев вовлекаются в преступные схемы, предоставляя свои персональные данные и банковские карты. Например, двое из таких работников в городском округе Мытищи по совместительству занимали должности в других муниципальных организациях», — отметил заместитель Председателя Правительства Московской области — руководитель Главного управления региональной безопасности Московской области Роман Каратаев.
В целях профилактики коррупционных и иных правонарушений ГУРБ Московской области рекомендует обратить особое внимание:
· на контроль за деятельностью муниципальных организаций в целях предупреждения в них нецелевого расходования (хищения) бюджетных средств, в том числе, посредством ежегодной аудиторской проверки, анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности и иных документов;
· на внутренний контроль и аудит хозяйственных операций муниципальных организаций;
· на организацию взаимодействия муниципальных организаций с контрольно-надзорными и правоохранительными органами в сфере противодействия коррупции.